Интегрированное обучение и воспитание предъявляет  высокие требования к квалификации специалистов

Опубликовано Dmitry_Gorbachev - чт, 03/02/2022 - 16:25

В Институте дополнительного образования дипломы о переподготовке на уровне высшего образования получили 8 выпускников. Им присвоена квалификация «учитель-дефектолог». Окончание 13-месячной переподготовки по специальности «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» в очной (вечерней) форме получения образования стало отличным поводом для интервью с председателем государственной экзаменационной комиссии по специальности «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» Галиной БРИЛЬКОВОЙ.

Галина Александровна занимает должность заместителя директора по основной деятельности Гомельского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Она рассказала о своей профессиональной деятельности, работе центра, проблеме интегрированного обучения и инклюзивного образования.

– Галина Александровна, расскажите, пожалуйста, о профессиональном пути и карьерном росте, о своем образовании и причинах выбора профессии.

Мой путь профессионального роста достаточно интересный и не совсем прямолинейный. Первое высшее образование – музыкально-педагогическое. В этой сфере я проработала 4 года. В учреждении, где я трудилась впоследствии, появилась вакансия методиста музыкального воспитания, но для этой должности мне не хватило педагогического стажа. Поэтому принято решение изменить направление профессиональной деятельности и получить второе высшее образование по специальности «Олигофренопедагогика».

После окончания учебы в Минске я начала курировать специальные и вспомогательные школы-интернаты. В то время действовали только вспомогательные специальные учреждения, в которых реализовывалась образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с особенностями психофизического развития. Специальные школы-интернаты сосредоточены на коррекционных задачах. Это позволило приобрести необходимые теоретические знания и практические навыки для дальнейшего их использования в профессиональной деятельности. Когда интегрированное обучение появилось в нашей стране, то оно основывалось на тех специалистах указанных учреждений, которые использовали классические коррекционные методики, но не имели знаний и навыков по интегрированному обучению и воспитанию.

Мой личный педагогический опыт – логопед в детском саду для детей с нарушениями речи, учитель-дефектолог в специальной школе для детей с нарушением слуха, а также учитель-дефектолог в Гомельском областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Сегодня занимаю должность заместителя директора по основной деятельности этого центра. Наш центр в первые годы функционирования реализовывал, в основном, диагностическое и консультативно-методическое направления деятельности. Сейчас – это областное учреждение специального образования, которое координирует систему специального образования в области, реализует образовательный процесс для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями, оказывает раннюю комплексную помощь детям с особенностями психофизического развития, осуществляет консультативно-методическое, коррекционно-педагогическое, диагностическое, информационно-аналитическое и многие другие направления деятельности.

– С какими детьми вы работаете?

– Мы работаем с детьми, имеющими множественные нарушения развития: интеллектуальные, аутистические, двигательные, а также нарушения речи (большинство детей не говорящие). Каждый ребенок должен развиваться. Но если обычный ребенок развивается самостоятельно под воздействием окружающей среды, то для наших особенных детей специально организованная адаптивная образовательная среда имеет ключевое значение. Специфика работы с такими детьми заключается в том, что мы вводим альтернативные средства коммуникации (при отсутствии разговорной речи у детей), определяем по взгляду, телодвижению их коммуникативные, эмоциональные и социальные потребности, т.е. начинаем жить с ними в одном коммуникативном поле. Чем тяжелее нарушения у детей – тем выше квалификация специалиста. Согласитесь, легко разговаривать и объяснять ребенку, говорящему и размышляющему, и совсем другой уровень профессионализма, когда специалист развивает у ребенка эмоции, коммуникацию, простейшие социальные навыки. Всей системой этих специальных мер педагог улучшает качество жизни не только ребенка, но и его семьи.

– Как организован процесс обучения?

– Сейчас у нас обучается 53 ребенка: 4 дошкольные группы и 4 класса. В классах и дошкольных группах наполняемостью 6 или 7 детей работает учитель, воспитатель и помощник воспитателя. Воспитатель является и педагогом, реализующим образовательные области в дошкольных группах, и ассистентом, сопровождающим детей при приведении учителем учебных предметов в классах, и специалистом, формирующим социально-бытовые навыки детей в режиме всего дня. Учитель центра каждой образовательной структуры – это координатор всего образовательного процесса. Педагоги-психологи также включены в образовательную систему наших детей, осуществляют их психолого-педагогическое сопровождение, проводят коррекционные занятия. В целом, учитель (учитель-дефектолог) отвечает за качество и эффективность образовательного процесса. Процесс обучения в центре с каждым годом приближается к алгоритму деятельности обычной школы. Мы проводим линейки на 1-е сентября, линейки по окончании учебного года, мероприятия, приуроченные к различным праздникам с привлечением гостей и актеров. Государство оказывает социальную и финансовую поддержку, но вместе с тем огромную роль играет эмоциональная и психологическая поддержка со стороны всех неравнодушных людей.

 – Какие требования предъявляются к специалистам центра?

– Все учителя, учителя-дефектологи нашего центра имеют специальное высшее образование, в том числе, прошедшие переподготовку в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины на базе института повышения квалификации и переподготовки (сейчас – Институт дополнительного образования). Например, Елена Сачилович, выпускница 2021 года, – очень хороший, постоянно развивающийся и неравнодушный специалист. При сдаче экзамена продемонстрировала глубокое знание и верное представление о профессиональном предназначении, в практической деятельности проявляет себя как грамотный специалист и неравнодушный человек.

В нашей профессии огромное значение имеют личностные качества, мотивация, стремление и интерес, ведь обучение проходит на протяжении всей жизни. Важны слаженная работа в команде, коллективное сотрудничество и взаимодействие, умение поддержать и помочь является основополагающим фактором.

– С какими трудностями сталкиваются педагоги в процессе обучения?

– Основная трудность заключается в том, что все дети разные, с разными нарушениями. Несмотря на то, что в классе количество детей ограничено, у педагога «расходуются» человеческий и энергетический ресурсы, которые затем необходимо восполнять. Трудность заключается и в том, что тяжело выработать единый подход к обучению столь разных детей, поэтому основным является принцип индивидуализации.

– Участвуют ли в интегрированном обучении детей родители?

– Конечно! В специальном образовании, в том числе интегрированном обучении, одним из членов команды являются родители. С ними мы осуществляем тесное сотрудничество и взаимодействие. Те навыки, которые формируются у ребенка в центре, закрепляются в домашних условиях: в других обстоятельствах, с другими людьми. Иначе вся педагогическая работа будет неэффективной. От многих из нас зависит формирование осознанного отношения к будущему ребенка. Наша задача – быть рядом с родителем, помогать им, объяснять и консультировать.

– Как, по вашему мнению, улучшить процесс адаптации общества к этой проблеме?

– Я считаю, что любой процесс должен иметь свою технологичность и ресурсность. Необходимо проводить разъяснительную работу и последовательно формировать практический опыт.

Однажды мы принимали участие в семинаре по вопросам инклюзии с привлечением зарубежных специалистов. Представители из других государств делились опытом, говорили о том, что всегда будут люди, которые принимают идею инклюзии, и всегда будут люди, которые не принимают. И это – естественный процесс. Все мы разные, и нужно относиться к этому с пониманием. А наша задача – формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями и, как минимум, качественно готовить всех участников образовательного процесса в рамках интегрированного обучения.

– Спасибо за беседу. Желаем вам новых жизненных и профессиональных достижений, реализации поставленных целей, твердости духа и успеха во всех начинаниях!

Наталья АЗЯВЧИКОВА,
пресс-секретарь ИДО, фото Е. СТЕЦКАЯ

Фотоотчёт